Что такое Акафист

Что такое Акафист?
Обращаться ко Господу через молитву, торжественную хвалебную песню — древняя православная традиция. Акафист — это один из многих различных видов церковных гимнов. Дошедшее к нам из Греции слово «Ο Ακάθιστος Ύμνος» происходит от местного слова «akathistos«, где а – это отрицание, а kathizo – сидеть. Его также называют «неседальным гимном«, потому что исполнять его принято стоя.
История Акафиста: происхождение, история развития
В греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста. Этот жанр известен с ранних Византийских времен. Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы. Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах. Самым первым гимном, дошедшим до современности, стал великий акафист Пресвятой Богородице, он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов. Этот великий акафист предположительно относится к 626 году (времена правления императора Ираклия). Многие гимнографы называют и более ранние сроки. Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов. В те дни Патриарх Сергий, проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен, и умолял Бога о защите от войск персов и скифов, которые осаждали Константинополь. Люди просили Господа о заступничестве в храмах, умоляя спасти их дома и родной город.
Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города. Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме (Влахернский храм), где хранились святыни: чудотворная икона Богородицы и Ее риза, а также пояс. Позднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь.
Христианские поэты составили подражания этому акафисту, а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому, которого Церковь начинает прославлять. В рассказе А.П. Чехова «Святою ночью» можно встретить художественный рассказ о том, как люди сочиняли акафист Богородице. Подобные молитвы продолжили традицию жанра.
Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни. Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт—христианин. Сейчас есть не только классические акафисты, которые мы могли встретить в древности, поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу, Богородице, святому, а иногда и церковному празднику.
В России акафист, особый вид молитвы, появился около 916—го года. Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.
Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.
Структура Акафиста: Кондаки и икосы
Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов. Это 25 песен, они соответствуют порядку букв греческого алфавита. Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен, кондаков и двенадцати пространных песней, которые называют «икос«. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника, которому посвящен акафист.
Икосы принято заканчивать на слове “радуйся” а кондаки на воспевании “Аллилуйя”, которое означает «хвалите Бога«. Икос, который читают после кондака обычно делят на две части. Читать икосы без кондаков не принято.
Акафист напоминает классический кондак по своему составу. Такие кондаки обязательно имеют двадцать строфы: двенадцать из них более краткие, с восхвалением «аллилуйя» и двенадцать длинных, которые соответствуют первому припеву кондака. Но, в отличие от кондака классического типа, акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления. От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы. Хайертизмы — это восхваления которые, начинаются со слова «Радуйся!». Первое слово в краткой вводной фразе икоса — тоже «Радуйся«. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому, кому он посвящен, после него обязательно повторяется первый икос, затем опять читается первый кондак.