Информация о монастыре

1 | 2

Новодевичий Ставропигиальный Женский Монастырь - действующая обитель Русской Православной Церкви - расположен в границах ЦАО Москвы, на юго-западе, в самом конце Большой Пироговской улицы (бывшей большой Царицинской). Основан в 1524 - 1525 гг. Государем и Великим Князем Василием III Иоанновичем Литовским и присоединения Смоленска и его земель.

Ансамбль Новодевичьего монастыря, сложившийся в XVI—XVII веках, представляет собой уникальный памятник древне-русской архитектуры, является Особо ценным объектом культуры исскуства народов Российской Федерации, включён в Список Всемирного культурного и природного Наследия ЮНЕСКО как представляющий собой универсальную ценность образец московского барокко и достояние всего человечества.

История обители

 Новодевичий монастырь был основан в 1524 году Великим Московским князем Василием III  в честь  возвращения древнего русского города Смоленска в состав русских земель. 

Не случайно монастырь расположился на юго-западном направлении, от Москвы, наиболее уязвимом при набегах крымских татар и западных нашествий.  Он  строится недалеко от Смоленской дороги  в излучине Москвы-реки, на левом ее берегу у  трех водных переправ (в XV в. упоминается село Лужниково). 

Монастырь создавался как царский, придворный. В нем проживали родственницы Ивана Грозного – Ульяна Палецкая, невестка  царя, вдова младшего брата Грозного Юрия; Елена Шереметьева, также невестка Ивана Грозного, вдова сына Ивана; Ирина Годунова, вдова царя Федора Иоанновича, сестра боярина, будущего царя  Бориса Годунова; Ксения Годунова, дочь Бориса Годунова; вдова  Ливонского короля Магнуса Мария Владимировна, дочь князя В.А. Старицкого; жена царя Василия Шуйского Екатерина Буйносова-Ростовская; мать Марии  Долгорукой, жены царя Михаила Романова. С 1689 года в монастыре проживали старшая сестра Петра I, царевна Софья Алексеевна, ее родные сестры Евдокия, Екатерина и Мария Милославские, а также первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Монастырь оставался царским до первой четверти XVIII века, а потом здесь проживали насельницы из разных сословий.

 Новодевичий монастырь был связан с важнейшими политическими и военными событиями русской истории. Например, с избранием Бориса Годунова на царство в 1598 году.  Эти события описал А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов»: место действия Кремль и Новодевичий монастырь.

 После смерти царя Федора Иоанновича обрывается царская династия Рюриковичей.  Вдова Федора, царица Ирина Годунова, переселяется из Кремля  в Новодевичий монастырь. Большой Земский собор 1598 года выбирает Бориса новым царем.  Борис  не принадлежал к царскому роду, но в годы правления Феодора был его соправителем, ближайшим боярином. Он знал, что его выберут царем, но хотел, чтобы этому предшествовали многократные упрашивания, поскольку это придавало ему вес как всенародно избранному монарху.  В связи с этим  Борис, вслед за своей сестрой Ириной, переезжает в Новодевичий монастырь.  И тогда  к  стенам  монастыря дважды были организованы большие  крестные шествия. После второго крестного хода, когда Борис дал свое согласие занять царский престол, в стенах Новодевичьего монастыря патриарх Иов благословил его на царство.  Это произошло 21 февраля 1598 года по старому стилю.  Борис Годунов венчался на царство в Успенском соборе Кремля 1 сентября 1598 года, где по традиции венчали русских государей. Борис правил 7 лет и скончался на 55-ом году жизни (по одной из версий в результате отравления).

 Другие  важнейшие события русской истории, связанные с монастырем, происходили в конце XVII века.

 Расцвет монастыря совпадает с семилетним правлением царевны Софьи Алексеевны (1682-1689 гг.), когда  начинается интенсивный период каменного строительства. За эти годы были построены все основные здания барочного ансамбля: надвратная Покровская церковь с Мариинскими палатами (1683-1688 гг.), двухъярусная Успенская церковь с трапезными палатами (1685-1687 гг.), надвратная Преображенская церковь и Лопухинские палаты (1687-1688 гг.), монастырская колокольня (1689-1690 гг.). Последовательно формируется привычный архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря. В этот период в монастыре работают иконописцы Оружейной палаты под руководством Федора Зубова, а с 1686 года работами по созданию иконостасов в новых церквях руководит глава художественных мастерских Посольского приказа  Карп Золотарев.   

Весь период своего правления Софья была регентом своих младших братьев, царей Ивана и Петра.  В 1689 году  Петру исполняется 17 лет. Между ней и Петром начинается борьба, в результате которой Петр стал единовластным правителем, а Софья, по приказу младшего брата была переведена в Новодевичий монастырь, в котором пережила и второй стрелецкий бунт 1698 года, который произошел под Ново-Иерусалимским монастырем.  Есть предположение,  что Софья из монастыря передала письмо стрельцам с воззванием подниматься на восстание и просить ее вернуться на царство. Стрелецкий бунт 1698 года был жестоко подавлен: в Москве было казнено свыше 1500 стрельцов, а около 240 было казнено на Девичьем поле, перед монастырем. После второго стрелецкого бунта Софья была пострижена в монахини с именем Сусанна  и последующие шесть лет проживала в более строгих условиях в стрелецкой караульне при Напрудной башне монастыря. Перед смертью она постриглась в схиму с именем Софья, а в 1704 году была похоронена в Смоленском соборе. Рядом с нею находятся белокаменные гробницы  ее родных сестер –  Евдокии и Екатерины Милославских, а также первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.

 Не следует забывать, что монастырь был “монастырем-сторожем”, монастырем-крепостью, и поэтому был свидетелем драматической  военной истории Русского государства.

 Когда в 1571 году войска Девлет-Гирея подошли к Москве в Новодевичьем монастыре вспыхнул-пожар, а в 1591 году во время нашествия Казы Гирея на стенах монастыря уже была установлена артиллерия.

 Вступив на престол, Борис Годунов жертвует в монастырь 1000 рублей серебром на строительство мощной крепостной стены (длина 870 метров, с 12 башнями и 4 стрелецкими караульнями).

 В 1605 году Лжедмитрий I вступает в Москву, а в 1606 году монастырь попадает под осадное положение. Под его стенами собираются смоленские и рязанские полки для защиты Москвы. В 1610-1611 гг. в монастыре стояли 4 роты польско-литовских солдат под командованием польских офицеров. Битва за освобождение Москвы между русским ополчением К. Минина и  Д. Пожарского и войском гетмана Яна Ходкевича началась 22 августа 1612 года у стен монастыря. Армия Ходкевича переправилась через Москву-реку у монастыря, который в этот период был занят польскими войсками. Войско Ходкевича состояло из 12 тыс. человек, русская армия насчитывала  8-10 тысяч. 25 августа у стен монастыря началась битва за освобождение Москвы, и в начале этой битвы был освобожден монастырь, а через два месяца, 26 октября 1612 года, Кремль и Китай- город. –  Монастырь был разорен и сожжен, как и большая часть Москвы. На период правления первых Романовых пришелся этап восстановления монастыря. 

Ровно через 200 лет, 8 сентября 1812 года, две тысячи французских солдат под командованием маршала Наполеона генерала Даву заняли Новодевичий монастырь.  Они захватили  все кельи и храмы, кроме Смоленского собора. Непрошеные гости не отличались деликатностью: ночевали в алтарях, обедали на престолах, а напротив северных ворот поставили шесть пушек. 25 сентября монастырь посетил Наполеон и распорядился, чтобы все помещения монастыря использовали под провиантские склады, а также отдал приказ взорвать располагавшуюся за стеной монастыря церковь Иоанна Предтечи. Эта церковь стала единственной в Москве, которая была взорвана по приказу Наполеона. Прожили французы  в монастыре месяц. Перед отступлением  они попытались взорвать главный храм – Смоленский собор, в подклете которого разместили 6 бочек с порохом, положили на них горящие фитили и ушли. Когда монахини вошли в Смоленский собор, там уже был пожар. Считанные секунды оставались до губительного взрыва, но монахини успели загасить фитили и потушили пожар в монастыре. 

 В годы Советской власти Новодевичий монастырь закрывался постепенно. 

В 1922 г. власти арестовали настоятельницу, игумению Веру (Победимскую) и четырех клириков. Для многих тогда начался крестный путь мученичества:

в 1938 г. на Бутовском полигоне погиб священник Сергий Лебедев;

тогда же казнили прп. Ирину (Хвостову), постриженницу обители, жившую у родителей в селе;

в тюремной больнице погибла престарелая монахиня Матрона (Алексеева); матушке было 76 лет, безбожные власти даже не успели ее допросить;

послушница Наталия (Ульянова) осталась жить в келье, несмотря на заселение помещений посторонними; она работала по московским храмам – была уборщицей, помогала на клиросе; ее расстреляли за «антисоветскую агитацию»;

в лагере скончалась инокиня Наталия (Бакланова); она прожила в обители 15 лет;

также погибла монахиня Мария (Цейтлин), жившая при монастыре с 1886 г., сначала послушницей, затем инокиней.

 

В 1922 году монастырь был закрыт, и 2 марта 1922 года здесь был основан музей, который в 1934 году стал филиалом Государственного Исторического музея и оставался таковым до 2010 года. 1 января 2011 года на территории монастыря был основан Церковный музей Московской епархии Русской Православной Церкви, который продолжает традиции Государственного Исторического музея.

В 1994 году под руководством игумении Серафимы (Черной), происходившей из потомственного дворянского рода Чичаговых, в обители началось возрождение монашеской жизни.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года — настоятельницей Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря с возведением в сан игумении стала монахиня Маргарита (Феоктистова) .

С января 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации монастырь передан в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви. Тогда же в обители был организован церковный музей. В обители  действуют: воскресная школа (1989 г.), мастерские иконописи,золотого шитья, любительский хор «Одигитрия» (2022) в честь главной святыни Новодевичьего монастыря – иконы Божией Матери «Одигитрия».

В настоящее время в Новодевичьем монастыре подвизаются тридцать сестёр.