Храмы
Cобор в честь Смоленской иконы Божией Матери

Смоленский собор Новодевичьего монастыря, освященный в честь иконы Смоленской Богоматери «Одигитрии» (Путеводительницы), был заложен 13 мая 1524 года. Строгий, торжественный, пятиглавый храм на высоком подклете является уникальным памятником русской средневековой культуры XVI в. и древнейшим зданием, расположенным на территории монастыря.
Главная святыня Смоленского собора – икона Смоленской Богоматери середины XVI века – древнейшая в иконостасе. Она считается списком с иконы, хранившейся в Благовещенском соборе Кремля. Ее украшает рама конца XVII в. из 16-ти живописных эмалевых клейм с изображением православных праздников.
В Смоленском соборе сохранился великолепный пятиярусный иконостас XVI-XVII вв. работы мастеров Оружейной палаты высотой 12 метров, в местном ряду которого находятся вклады русских царей: икона «Иоанн Предтеча – ангел пустыни» (сер. XVI в.) – вклад Ивана Грозного; Владимирская Богоматерь ( кон. XVI в.) – вклад царя Федора Иоанновича и Ирины Годуновой; «Святые князья Борис и Глеб» (кон.XVI в.) – вклад Бориса Годунова; «Спас Вседержитель» (1683 г.) работы Симона Ушакова, «Избранные святые» (1666 г.) Федора Зубова, замечательных иконописцев XVII в., — вклады царевны Софьи Алексеевны.
Главное украшение иконостаса – резная деревянная золоченая рама, состоящая из 84 колонн, вырезанных в технике высокорельефной сквозной резьбы из цельных стволов липы мастерами Оружейной палаты Осипом
Андреевым и Климом Михайловым. Золочение выполнял известный мастер Дорофей Золотарев.
Сохранившаяся настенная роспись XVI-XVII вв. покрывает всю поверхность стен Смоленского собора. Главная тема росписи Акафист – торжественное песнопение в честь Богородицы. Прославлению Марии посвящены 24 иллюстрации к Акафисту. Важнейшая тема – объединение русских княжеств вокруг Москвы, создание и укрепление Русского государства также отражена в росписи столбов с изображением святых русских князей, представителей земель, уже вошедших в состав Русского Государства в кон. XV нач. XVI вв.
В четверике Смоленского собора находятся захоронения женщин из царской семьи: белокаменные гробницы царевны Софьи Алексеевны (1704 г.), ее сестер Евдокии Алексеевны (1712 г.), Екатерины Алексеевны (1718 г.) и первой жены Петра I Евдокии Федоровны Лопухиной (1731 г.). В подалтарье подклета также расположены гробницы представителей царской семьи: старшей дочери Ивана Грозного царевны Анны, прожившей около года; княгини Ульяны Палецкой – вдовы младшего брата Ивана Грозного Юрия; царевны Елены Шереметьевой – вдовы убитого царем-отцом старшего сына и наследника престола Ивана Ивановича, а в остальной части подклета – захоронения представителей боярских и княжеских родов – Захарьиных-Юрьевых, Воротынских, Кубенских, Хитрово.
В настоящее время в Смоленском соборе Богослужения проходят только в летнее время.
Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой и церковь Сошествия Святого Духа на апостолов

Успенский храм с трапезной палатой и церковь Святого Духа представляют собой комплекс из двух храмов и были построены в 1685-1687 гг. в стиле «московского барокко», в годы правления царевны Софьи. Многоярусный иконостас, поражавший многообразием форм и размеров икон работы Карпа Золотарева полностью не сохранился. В 1988 году в нее был перенесен иконостас из церкви Успения Богоматери, которая была взорвана на Покровке, в центре Москвы, зимой 1936 года. Просторная, бесстолпная трапезная палата прямоугольной формы площадью 390 квадратных метров, освещенная лучами солнца через огромные оконные проемы, занимает второе место по красоте после трапезной палаты Троице-Сергиевой лавры.
Украшением трапезных палан в настоящее время являются написанные на Святой горе Афон икона Божией матери «Иверская» и икона святаго великомучиника и целителя Пантелетмона.
Храм Преображения Господня

Надвратная Преображенская церковь и Лопухинские палаты были построены в 1687-1688 гг. в стиле «московского барокко» в годы правления царевны Софьи Алексеевны. Церковь размещена на широких северных трехпролетных Преображенских воротах. В изящной и нарядной пятиглавой церкви, украшенной легкими белокаменными деталями, сохранился уникальный семиярусный иконостас работы мастера иконописной мастерской Посольского приказа Карпа Золотарева. Лопухинские палаты получили название по проживанию в них первой жены Петра I Евдокии Федоровны Лопухиной с 1727 по 1731 гг.
Храм Покрова Божией Матери

Надвратная Покровская церковь с Мариинскими палатами также была построена в стиле «московского барокко» в 1683-1688 гг. в годы правления царевны Софьи. Аналогично Преображенской церкви, Покровская также стоит на широких южных трехпролетных Покровских воротах. Покровская церковь необычная — имеет три главы, размещенные по одной оси с востока на запад. Иконы для иконостаса писали иконописцы Оружейной палаты Кирилл Уланов и Василий Пахомов, а резную раму выполнили два резчика из Оружейной палаты Иван Тюрин и Мирон Климов. С восточной стороны Покровской церкви пристроен жилой трехэтажный корпус, примыкающий к южной стене монастыря — Мариинские палаты, в которых жила родная сестра царевны Софьи, Мария Алексеевна Милославская.
Храм святителя Амвросия Медиоланского

После Смоленского собора второй каменной постройкой на территории монастыря является комплекс зданий, включающий одноглавую церковь Амвросия Медиоланского, трапезную и жилые палаты. Эти здания строились в течении XVI в. и были завершены к 1598 году, но впоследствии неоднократно перестраивались. Архитектура этих построек созвучна с архитектурой XVI века – здания выполнены в характерных для своего времени монументальных формах и имеют сдержанный декор. В январе 1598 года в этих палатах поселилась вдова царя Федора Иоанновича — Ирина Годунова. Сестра боярина, будущего царя Бориса Годунова, она постриглась в монахини с именем Александра и основала швейную мастерскую.
Богослужения в храме Амвросия Медиоланского проходят регулятно.
Храм Усекновения главы Крестителя и Предтечи Господня Иоанна на Девичьем поле

В 1525 году храм был построен деревянным для жителей подмонастырской слободы, которых в нем крестили, венчали и отпевали. Во второй половине XVI века на месте деревянной церкви построили новую из кирпича высотой около 35 м. Она была шатровой, подобно церкви Никиты Мученика в селе Елизарово и церкви Рождества Христова в селе Беседы. В конце XVII века в связи с увеличившимся числом прихожан рядом с кирпичной шатровой церковью построили ее придел - небольшой пятиглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Храмовый ансамбль просуществовал до 1812 года.
Во время французской оккупации Москвы церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом святителя Николая стала одним из немногих московских храмов, взорванных по приказу Наполеона.
Решение о воссоздании храма было принято председателем Правительства Российской Федерации, избранным Президентом России В. В. Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 6 мая 2012 года, когда они участвовали в церемонии возвращения в Новодевичий монастырь из Государственного исторического музея Иверской иконы Божией Матери.
В основу композиции нового храма положена схема, традиционная для шатровых церквей середины второй половины XVI столетия, - четверик, переход от которого к восьмерику декорируется кокошниками. Ребра шатра, опирающегося на четверик, выделены гуртами. Венчает шатер круглый барабан с небольшой луковичной главой. С запада к четверику примыкает небольшой притвор, на котором устроена однопролетная звонница. Апсида церкви имеет граненую форму. Авторы проекта создали новый облик шатрового храма начала XXI века, призванный напомнить об образе храма XVI века, взорванного в 1812 году. Поэтому иконостас в новопостроенной церкви связан с обликом тябловых иконостасов XVI столетия, но при этом представляет новое произведение, стилистически увязанное со всей постройкой.
Образ святого благоверного князя Александра Невского связан с памятью об императоре Александре Благословенном, молившемся своему патрональному святому об изгнании врага из пределов Российского государства. Местный образ Спасителя - «Спас Смоленский» - напоминает и о чуде изгнания войск Магмет-Гирея в 1521 году из Москвы, и о взятии Смоленска в 1524 году - о событии, ставшим причиной создания Новодевичьего монастыря.
Богослужения в храме Храм Усекновения главы Крестителя и Предтечи Господня Иоанна проходят регулятно.
План (схема)
